Как правильно дошкольника обучать буквам

 

Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребёнка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнёте обучать ребёнка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла.

До школы гораздо важнее, чтобы ребенок запомнил графическое начертание буквы и смог ее читать, т.е. произносить звук, который обозначает буква. При обучении произносите звук, который обозначает буква, а не её алфавитное название (т.е. [М], а не ЭМ, или [В], а не Вэ).

Если ребёнок в пять лет начинает проявлять интерес к буквам и чтению, то интерес этот вполне осознанный. Пятилетка знает, что буквы волшебным образом складываются в слова, а слова – в те самые занимательные и захватывающие истории, которые читают ему по вечерам мама или папа. Детям пяти лет можно покупать всевозможные электронные буквари, по которым они и сами с удовольствием будут заниматься. Только букварь покупайте правильный: буква должна произноситься не так как она называется, а как звук, который она обозначает. Это позволит в дальнейшем избежать проблем со складыванием из букв слогов и слов.

Обратите внимание на то, что детям в 5 лет важнее не буквы учить, а научиться грамотно и связно говорить. Поэтому поощряйте ребёнка рассказывать: о том, как прошёл день; что интересного было на занятии в детском саду; что он видит на картинке; пересказать сказку.

 

Совет 1. Не учите с ребёнком буквы. До тех пор, пока малыш не научится читать - никаких букв, только звуки. То есть не ЭМ, а [М].

 

Совет 2. Если ребенок начал интересоваться буквами, то показывайте их в контексте всего слова. Приучайте ребёнка к тому, что буква редко идет отдельно. Она расположена в слове вместе с другими буквами.

 

Совет 3. Если ребёнок до 4-5 лет не проявил желание к чтению, а вам нужно его учить, не заставляйте его сидеть долго на занятиях. Урок должен длиться не более 5 минут.

 

Совет 4. Не учите ребёнка читать целыми словами. Подбирайте послоговую методику. Ему будет проще учиться читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.

 

Совет 5. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Для этого наберитесь терпения. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время. Для этого пропевайте буквы, чтоб звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть. Так ребёнок научится соединять буквы в слоги.

 

Совет 6. Не кидайтесь сразу давать ребенку много слогов. Если вы начинаете обучение сразу же по слогам - то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не усвоит, дальше не переходите. Если Вы начинаете учить с букв, то выбирайте сначала гласные. А, У, О. Составляйте слоги из них. Только потом добавляйте согласные.

 

Совет 7. Когда ребёнок понял принцип послогового чтения и стал озвучивать слоги, начинайте проверять осмысленность прочитанного. Например: Ма-ма, получилось мама. Основной ошибкой на данном этапе, когда ребёнок начинает проговаривать прочитанное слово целиком, то многие родители начинают требовать всё предложение. Ни в коем случае этого делать нельзя. Не забывайте, на начальном этапе ребёнок просто механически воспроизводит написанное. Чтоб осознавать целые предложения и тексты, ему нужна техника. А она нарабатывается со временем.

 

Совет 8. Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребёнок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят, поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими - по 10-15 минут. Не больше, так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у малыша читать.

 

Совет 9. Всегда следите за количеством информации, которую ребёнок прочитал во время обучения. Не перегружайте его. В букваре, к примеру, на одной странице могут быть 3-4 слога, но они постоянно повторяются. А на другой странице уже тексты. Не ставьте цели дочитать до конца, если ребенок сопротивляется. Но, не идите на поводу у малыша, когда он говорит, что не хочет больше читать, если занятия только начались. Ребёнок не привык, поэтому ищет способы уйти от обучения. Постарайтесь найти компромисс.

 

Совет 10. Постоянно обращайте внимание на разные шрифты. Ребёнок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать, увидев другой. Пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т.д. Главное - разнообразие цвета и шрифта.

 

Совет 11. Хвалите ребенка. Ребёнок должен чувствовать, что он все делает правильно, что родители рады. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Для ребёнка чтение - это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребёнка не разбалуешь.

 

 

Шулакова И.А.,

воспитатель высшей категории

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения