Фонематический слух

 

 

Фонематический слух - это очень важная и нужная функция для каждого человека. Это умение различать речевые и неречевые звуки. Например, ребенок может отличить звук [и] от [ы], [с] от [ш], [л] от [р], а так же звучание дождя от шума моря.

Только благодаря фонематическому слуху мы отличаем слова друг от друга, узнаем и понимаем их. Поэтому речь для нас не просто какой-то шум, не хаотичный набор звуков.

Ребенку фонематический слух помогает понять, что все слова звучат по-разному, состоят из разных звуков; что в зависимости от того, какие звуки и в какой последовательности они идут друг за другом, может получаться разные слова и разный смысл. Только благодаря фонематическому слуху мы отличаем очень похожие по звучанию слова, например, такие как "мишка"- "мышка"; "дрова"- "трава" и т.д.

Прямо с рождения у ребенка начинает формироваться фонематический слух. Мы учим повторять и различать слова и звукоподражания. Спрашиваем у малыша:

-Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)

- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)

- Как звучит машина? ( Др-р-р)

- Как говорит водичка? ( С-с-с, кап-кап).

Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять.

Даже если Ваш ребенок говорит чисто и правильно, это не является свидетельством хорошо развитого фонематического слуха. Часто дети просто не могут разделить звуки в слоге и на вопрос «Какой первый звук в слове МУКА?». Говорят – МУ. Здесь согласный и гласный настолько крепко соединились, что разделить их ребенку очень трудно.

Мы предлагаем несколько игр для формирования фонематического слуха у детей разного возраста.

С детьми 3-4 лет можно проводить такие игры:

1.Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

2. Игра «Часы»

Детям предлагается сначала послушать, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом », а чтобы часы ходили, нужно их завести: «Трик-трак». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

3. Игра «Забей гвоздик молоточком»

Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).

Давайте забьем гвоздь большим молотком.

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (в разброс повторяем звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

4. Игра «Угадай, на чём играю»

Выкладываем на стол музыкальные игрушки, называем их, извлекаем звуки. Затем предлагаем детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

5. Игра "Правильно-неправильно"

Показываем ребенку картинку и громко, четко называем то, что на ней нарисовано, например: "Банан". Затем объясняем: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши».

 

С детьми 5-6 лет проводятся такие игры:

1. Игра «Придумай слово»

Дети встают в круг. Ведущий называет звук, с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

2. Игра «Узнай звук»

Это упражнение учит определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка есть проблемы с различением конкретного звука - делайте упражнение на этот звук, если проблем нет - выберите наиболее вероятные «проблемные» звуки.

3. Игра «Что общего?»

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях - в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

4. Игра «Раз, два, три - быстрей сообрази!»

В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:

Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».

Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».

Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).

Подбери слово, в котором первый звук - с, а последний - к.

5. Игра «Кто-то что-то перепутал»

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в кости.

 

Самолёт построим сами,

Понесёмся над весами.

Понесёмся над весами,

А потом вернёмся к маме.

 

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

 

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

Удачи и успехов!

 

Ирина Владимировна Исаева,

 специалист дополнительной образовательной услуги «Речевичок»

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения