Развитие речи детей 2-3 лет

 

Овладение речью имеет большое значение для психического развития ребенка. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи развиваются его психические процессы - восприятие, мышление, память.

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами. Но после двух даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. Родители, много времени проводящие со своими детьми, замечают ежедневное пополнение словарного запаса ребенка, чувствуют, что с ним интереснее общаться.

На третьем году жизни у ребенка интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание становится более устойчивым: малыш может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитие речи совершенствуется восприятие и память ребенка. Он начинает воспринимать и осмысливать содержание коротких сказок, может вслед за взрослым повторить сложные слова или фразы.

Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. После двух лет у ребенка совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему миру. Он хочет все узнать, потрогать, увидеть, услышать.  К трем годам все чаще задает вопросы «почему?», «а как?», «зачем?». Теперь малыш уже говорит не ради получения желаемого, но просто ради вербального общения.

Родители часто оценивают развитие собственного ребенка, путем сравнения его со сверстниками, но это ошибочный подход, поскольку все люди любого возраста индивидуальны.

Чтобы знать, в норме ли развитие ребенка, нужно сопоставить с тем, что ребенок 2-3 лет должен уметь:

· Понимать простые предложения, вопросы и просьбы на бытовые темы;

· Здороваться и прощаться;

· Составлять предложения из 2-4 слов;

· Запоминать короткие стишки;

· Формулировать простейшие просьбы (на горшок, на ручки и т.д.)

На данном этапе не трудно помочь ребенку в развитии речи.  Дети любят подражать и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи. С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким и простым. Так же, малыши любят стихи. Они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку. Малышам нужно читать короткие стихи, не сложные ритмически. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки.

Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки огурец, спросите малыша: «Что это?» - «Огурец», - ответит он. – «Какого  цвета огурец?». Если ребенок что-то не знает, подскажите ему, предложите повторить слово. Укажите на форму, вкус. С малышом выньте из сумки все продукты, называя их.

Рассматривая с ребенком цветные картинки, спросите его, что изображено на картинке, какого цвета предмет. Если изображено два или несколько одинаковых предметов, но разных по величине и цвету, то, после того как ребенок назовет их, спросите, одинаковы они или нет, помогите ему. 

Гуляя на улице можно найти повод обратить внимание детей на величину, цвет, форму предмета. («У Кати шарф белый, а у нашей Маши – красный»; «У Саши ведерко большое, а у Даши маленькое» и т.д.) яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомыми.

 

 

Воспитатель  Исаева И.В.

 

Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения