Мой опыт

 

Примеры игровых упражнений

Игры с детьми 2-3 лет в период адаптации

Игры с природными материалами

Игры с водой

Игры с гречкой

Игры с манкой 


 

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т.к. дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

Основные задачи в сенсорном воспитании детей второго-третьего года жизни: научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. 

  

Тактильные игры для детей 2-3 лет

Сенсорные коробки.

Это серия игр, для которой нужны емкости: коробки, банки, ведерки, контейнеры. Главное, чтобы в эту емкость входила рука ребенка. В емкость насыпаются крупы, цветной рис, сухой фасоль, нарезанная бумага, мелкие бусины, макароны. Малышам разрешается копошиться руками, закапывать внутри мелкие игрушки, находить и доставать их. Когда ребенок освоит движения в коробке, можно дать сразу две и попросить пересыпать содержимое из одной емкости в другую. Сначала это можно делать руками, пальчиками, а потом взять мерную ложку или стаканчик. Внутри мелкой крупы можно положить предметы побольше – пуговицы, камешки, фасолинки, горошины, монетки, крупные бусины, желуди, фигурки животных. Детям нужно найти предмет и достать его, держа двумя пальчиками: указательным и большим.

Манный поднос

Для игры понадобится поднос с бортиками или большое плоское блюдо, куда насыпана манная крупа. Ребенок может водить пальчиком, оставляя бороздки, строить (насыпать) горки. Дайте малышу мелкие фигурки животных и попросите поселить животных за горами. Мальчикам интересна игра с машинкой на подносе, которая справляется с большими заносами, буксует, пробирается по неровностям. Трассу можно усложнить, сделав горы еще выше. На поднос можно добавить фасоль или макароны. Играть станет еще интереснее.

Чудесный (тактильный) мешочек.

Как играть? Достать нужный предмет: мягкий или твердый, пушистый или гладкий, большой или маленький. Нащупать в мешочке предмет и сказать, какой он. Затем предмет достается, и вместе

Рельефные игрушки-пищалки.

Можно сжимать игрушки в руках, наступать на них. При правильном нажатии слышится писк. Можно придумать игру: что пищит громче.

Игры на прикосновение.

Особая категория тактильных игр – игры на прикосновение. Для них не нужно специальное оборудование. Эти игры знакомы всем с детства.

Рельсы, рельсы…

Взрослый изображает на спине (руке) ребенка слова стихотворения:

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы,

Ехал поезд запоздалый.

Из последнего окошка

Вдруг посыпались горошки…

Продолжений много.

Месим-лепим.

Взрослый делает массаж ребенку, проговаривая, будто месит тесто и лепит колобок.

Секретные знаки.

Взрослый и ребенок разрабатывают свой секретный язык: приветствие пальчиками или ладошкой, перебирание пальчиками могут означать приглашение гулять и т.д. 

 

Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения